• (351) 737-04-00, (351) 737-03-00
  • ombudsman174@mail.ru
Главная »  Новости

Вывезти – не вывезти? Проблемы бизнеса, возникшие в ходе реализации реформы обращения с ТКО

[Версия для печати]

Управляющие компании жалуются на отказ регионального оператора вывозить отходы от уборки дворов, предприниматели – на завышенные счета.

Антимонопольная служба возбуждает дела, выносит предписания и штрафные санкции.

    Основные проблемы, возникающие у бизнеса в ходе реализации реформы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) были рассмотрены в рамках заседания Общественного экспертного совета, которые провёл Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров.

       «Так называемая «мусорная реформа» стартовала с начала года, однако многие её нюансы так и остались неотработанными. Среди них есть и основополагающие. Например, что считать твёрдыми коммунальными отходами, а что – нет. На этот счет есть три мнения – законодателей, регионального оператора по обработке ТКО и потребителей услуг. Наша задача – найти сбалансированное решение, не нарушающее действующее законодательство, но устраивающее и бизнес и регоператора по обработке ТКО, который, в силу обстоятельств, является монополистом», - задал ход обсуждению бизнес-омбудсмен Александр Гончаров.

     Жители многоквартирных домов и управляющие компании жалуются на то, что региональный оператор не желает вывозить отходы после уборки дворов и газонов. В итоге, ветки деревьев месяцами лежат на контейнерных площадках. Всё дело в том, что регоператор не считает это твердыми коммунальными отходами (поскольку, они не образовались в пределах жилплощади) и отказывается вывозить их на полигон по действующему тарифу. Формально, он имеет право на такую позицию.

     «Различные подходы к определению понятия ТКО в ФЗ-89 и в Федеральном классификационном каталоге отходов. Таким образом, правовая коллизия в данных двух правовых актах приводит к неудобствам правоприменительной практики», - отмечает начальник отдела товарных и финансовых рынков УФАС по Челябинской области Юлия Пузанкова.

 

  На деле, многое упирается в деньги, то есть, в тарифы. Если считать обрезанные ветки отходами после проведения субботников, то оплата их вывоза  и хранения существенно выше. Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области утвержден тариф 734 рубля за тонну отходов от уборки дворов, а полигон ТБО установил тариф на размещение отходов от субботников с 1 апреля по 31 мая 2019 г. в размере 1339 рублей. В адрес транспортирующих компаний также были отправлены уведомления о том, что тариф на отходы от субботников повышается почти в 2 раза. По мнению антимонопольной службы, регоператор и полигон злоупотребляют своим доминирующим положением на рынке и нарушают законодательство.

      Между тем, у регоператора – свои аргументы. Самый главный из них – большой объем вывозимого мусора, который остается после уборки придомовых территорий.  «По прошлому 2018 году мы вывезли 90 тыс. кубометров мусора, образованного после проведения субботников. Это 10 тыс. тонн. В рамках регулярного вывоза - это месячный объем отходов целого города», - говорил на одной из пресс-конференций генеральный директор компании «ЦКС» Алексей Бубнов.

     Еще один повод для жалоб со стороны бизнеса, обслуживающего многоквартирные дома – нежелание регоператора вывозить отходы из мусороприемных камер мусоропроводов. Но одно из самых существенных нарушений регионального оператора – формирование закупок на вывоз  ТКО. Транспортные компании жалуются, что лоты сформированы непрозрачно, непонятна начальная максимальная цена контракта, объемы работ и другая важная информация.

      «Нас не устраивает само формирование лота – даются разрозненные районы г.Челябинска - ЧМЗ, ЧТЗ, Советский район. Только Центральный район был отдельно выделен в лот. Соответственно, такое формирование, лотов, скорее всего,  и привело к тому, что торги не состоялись. На все торги заявилось только по одному участнику. Причем, наши челябинские компании не вышли на торги, подали заявки Екатеринбург, Санкт-Петербург и Москва. В настоящее время нами рассматривается дело о нарушениях при проведении данных торгов», - сообщила экспертам начальник отдела административного и судебного производства УФАС по Челябинской области Ксения Долгополова.

      Антимонопольная служба уже привлекла к административной ответственности должностное лицо регоператора, по статье 7.32.4 КоАП РФ. В отношении самого юридического лица также было вынесено 6 постановлений со штрафными санкциями. Часть данных постановлений, обжалованных регоператором, нашла поддержку в областном Арбитражном суде.

         Между тем, по мнению бизнес-омбудсмена Александра Гончарова, бесконечные суды – не самый конструктивный и быстрый способ взаимодействия. Тем более что «мусорная реформа» – дело новое и система только настраивается. Но проблем с не вывезенными отходами хочется избежать.

      Напомним, что челябинский полигон для складирования отходов (свалка), действовавшая с 1949 года прекратила принимать отходы с 11 сентября 2018 года и мусор из Челябинска вывозится на полигон ТБО в Красноармейский район. При этом, тариф на транспортировку отходов на Южном Урале один из самых низких в стране – 67 рублей 59 копеек с жителя многоквартирного дома. Для сравнения – в соседнем Екатеринбурге – 148 рублей. Южноуральские предприниматели до конца года будут платить за вывоз мусора 440 рублей 78 копеек за кубометр.

 

Пресс-служба Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области


Дата публикации: 25 октября, 2019 [12:56]
Дата изменения: 25 октября, 2019 [13:01]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.