• (351) 737-04-00, (351) 737-03-00
  • ombudsman174@mail.ru
Главная »  Новости

Ученые исследовали советские нормативные акты, которые должны быть отменены в ходе «регуляторной гильотины»

[Версия для печати]

Потенциально отмене подлежит до 20 тыс. документов: от декретов 1917 года до актов 1990-х годов. Отмена некоторых из них без принятия новых норм может повлечь за собой потерю части льгот или привести к нарушению прав отдельных групп, опасаются эксперты.

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) по заказу аппарата правительства РФ провел исследование советских нормативных актов, которые должны прекратить свое действие в результате применения «регуляторной гильотины». Потенциально отмене подлежит до 20 тыс. документов: от декретов 1917 года до актов 1990-х годов. Отмена некоторых из них без принятия новых норм может повлечь за собой потерю части льгот или привести к нарушению прав отдельных групп, опасаются эксперты.

Напомним, в сентябре бывший премьер-министр Дмитрий Медведев подписал поручение о необходимости признания утратившими силу или недействующими советских актов с 1 февраля 2020 года — тогда шла речь о 20 тыс. документов (итоговый список оказался короче предварительного — часть актов из перечня уже была признана утратившими силу, хотя в открытых источниках они упоминались в качестве действующих).

«Мы указали, как эти акты применяются в судебной практике, и описали, какие риски возникнут, если их отменят, а новых не примут»,— пояснил Сергей Белов. Исследование отправилось в Министерство юстиции России и в Белый дом, где уже сформировали несколько «советских пакетов» для отмены.

Доцент кафедры трудового и социального права СПбГУ Марина Филиппова считает, что при возникновении вопроса об отмене какого-либо акта надо учитывать, чьи интересы пострадают.

Если пострадают чьи-то интересы и права, то такой акт, несмотря на его противоречие федеральному закону, надо сохранять»,— сказала эксперт, приведя в пример регулирование дополнительных отпусков в связи с особенностями выполняемых работ.

«Сегодня этот вопрос в законодательстве решен — в результате специальной оценки условий труда, но если по каким-то причинам работодатель не провел такую оценку, то работник лишается права на дополнительный отпуск и существующее регулирование должно сохранятся»,— утверждала госпожа Филиппова.

По словам директора департамента регуляторной политики и развития законодательства Минюста Ирины Ульяновой, 80% актов, подлежащих отмене, касаются именно социальных норм. «И вот это большой вопрос, который мы пока отложили. У нас базовая установка: отменять действующую льготу неправильно, потому что мы можем лишить человека какой-то гарантии, и не факт, что государство примет эту гарантию. В случае со льготами рисковать мы не можем — выявляя какие-то акты, важно разобраться, действующая это норма или нет». Сложности, по словам Ирины Ульяновой, возникли и с ведомственными советскими актами, поскольку часть из них не предназначалась для открытого опубликования, а единой системы по их хранению не существует. Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ считает, что нельзя отменять нормы, не предлагая ничего вместо них. В таких случаях он предложил менять статус документов с обязательного применения на добровольное. Отметим, власти неоднократно заверяли, что акты, регулирующие социально-трудовые гарантии и льготы, отмене не подлежат — относиться к таким нормам «бережно, чтобы ничего не потерять» призывал Дмитрий Медведев.

 

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4227158

 


Дата публикации: 07 февраля, 2020 [10:30]
Дата изменения: 07 февраля, 2020 [10:31]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.