[Версия для печати]

В Челябинске 30 ноября 2015 г. состоялось заседание круглого стола на тему: «Государственно-частное партнерство муниципально-частное партнерство, инвестиционная деятельность в регионе». Мероприятие прошло в рамках первого Юридического марафона «Право для бизнеса», проходящего в Челябинской области в течение 2015-2016 гг. В работе круглого стола, модератором которого выступил Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров, приняли участие: заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров, депутат Государственной Думы РФ Владимир Бурматов, заместитель председателя Законодательного Собрания Челябинской области Семен Мительман, заведующий кафедрой конституционного и административного права  Южно-Уральского госуниверситета, член Научно-консультативного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Челябинской области Елена Титова, юрисконсульт Постоянного представительства Челябинской области при Правительстве РФ (г. Москва) Денис Абдрахманов, представители профильных министерств и ведомств, а также муниципальных образований Челябинской области, общественные представители бизнес-омбудсмена и представители ведущих предпринимательских объединений региона: Союза промышленников и предпринимателей, Южно-Уральской торгово-промышленной палаты, местных отделений «Деловой России» и «ОПОРЫ РОССИИ».

      Открывая мероприятие, собравшее более сотни участников, бизнес-омбудсмен Александр Гончаров отметил, что использование механизмов государственно – частного партнерства (ГЧП) в настоящее время получает широкое распространение в Российской Федерации. «Государственно-частное партнерство — это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании соглашения о государственно-частном партнерстве. Цель ГЧП - привлечение в экономику частных инвестиций, обеспечение доступности и повышения качества товаров, работ, услуг», - сказал Уполномоченный.

Тема ГЧП особенно актуальна в связи со вступлением в силу с будущего года Федерального закона «О государственно - частном партнерстве, муниципально - частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ N 224). Работа над законом велась более трех лет, а его финальная редакция, по сравнению с редакцией первого чтения, увеличилась почти в 10 раз. При этом после введения его в действие начнется новый этап в развитии регионального и муниципального государственно-частного партнерства.

«Несмотря на общий позитивный эффект от принятия закона «О ГЧП»  эксперты обращают внимание на некоторые проблемы, в числе которых:  отсутствие отраслевого подхода, закрытый перечень объектов, сложные конкурсные процедур и большие сроки подготовки проекта. Интересной также является специфика и отличия закона «О ГЧП» от Федерального закона "О концессионных соглашениях", уже достаточно апробированного на практике», - сообщил Александр Гончаров.

По информации заместителя губернатора Челябинской области Руслана Гаттарова, сейчас в стране реализуются 1285 проектов ГЧП, между тем Южный Урал занимает 50-е место в рейтинге регионов, так или иначе развивающих данное направление. «ГЧП – это новый тренд в политике России при реализации инфраструктурных проектов, у которого намного больше плюсов, чем у привычной практики отношений «заказчик – подрядчик», поскольку государство не выступает прямым инвестором. Роль государства в ГЧП в создании хорошей инвестиционной модели, чтобы бизнес поверил в нее. Это очень важно. Механизм гарантий также должен быть чрезвычайно серьезный: бизнес должен быть уверен в стабильности законодательства, налогов, стоимости проекта. Если одно из условий будет нарушено, платить за это придется бюджету. Что касается непосредственно Челябинской области, то хорошим примером ГЧП будет предполагаемое строительство участка высокоскоростной магистрали от Челябинска до Екатеринбурга, стоимость которого 120-150 млрд. рублей. Это в чистом виде проект ГЧП, который, при его успешной реализации даст 1-2% ежегодного роста региональной экономики», - рассказал Руслан Гаттаров.

Депутат Госдумы Владимир Бурматов заметил, что в закон «О ГЧП» после вступления его в действие, скорее всего, будет внесен ряд поправок, которые будут очевидны после начала правоприменительной практики.

В своем выступлении заведующий кафедрой конституционного и административного права  Южно-Уральского госуниверситета Елена Титова рассказала о ключевых сферах применения ГЧП. По ее словам это - транспорт (аэропорты, в числе которых Домодедово, Кольцово, а также проект по реконструкции аэропорта «Челябинск», платные автодороги) переработка ТБО, здравоохранение, спортивная инфраструктура, социальная инфраструктура (система «Безопасный город» в Челябинске) органы власти (многофункциональные центры, проект «Электронное правительство», широкополосной доступ в Интернет). Основными моделями реализации проектов ГЧП могут быть концессионные соглашения, контракты жизненного цикла, соглашение о ГЧП, инвестиционные контракты.

Юрисконсульт постоянного представительства Челябинской области при Правительстве РФ (г. Москва) Денис Абдрахманов сосредоточился на особенностях правоприменения Федерального закона «О концессионных соглашениях», указав, что сегодня в России 1112 проектов ГЧП реализуются именно в рамках концессионных моделей. Также он спрогнозировал  незначительное количество изменений на рынке проектов ГЧП по той причине, что после вступления в силу закона «О ГЧП» он будет пересекаться  с законом «О концессиях».

Отметим, что обсуждаемая тема вызвала живой отклик и массу вопросов у участников круглого стола. Бизнес-омбудсмен предложил формулировать дальнейшие вопросы и в электронном виде присылать их в адрес его аппарата для систематизации и последующей передаче в работу экспертам. Также Александр Гончаров обратил внимание представителей муниципалитетов на тот факт, что ГЧП может сыграть ключевую роль в развитии муниципальных образований, особенно в плане строительства социальной и коммунальной инфраструктуры.

   

 Пресс-служба Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области.

Смирнова Ольга Владимировна. Тел.: (351) 776-76-79, моб.:8-922-755-0150                             

Дата публикации: 02 декабря, 2015 [16:31]
Дата изменения: 02 декабря, 2015 [16:47]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.